Радоница — старинное языческое торжество восточных славян, которое традиционно проводилось в начале весны. Этимологически термин Радоница произошел от корня рад, что означало радование, радость. Потому как это торжество было связано с пробуждением природы от зимней спячки, приходом теплых солнечных деньков – чему наши прародители по-настоящему радовались.
Славяне-язычники считали, что с пробуждением земли и возвращением птиц из южных стран, одновременно с этими природными явлениями приходили в мир живых из загробного Ирия либо вставали из-под земли, потустороннего мира, души умерших предков. При этом все их потомки встречали их словно живых, лишь невидимых невооруженным глазом. Славяне-язычники выражали глубокое почтение и признательность душам усопших за помощь «из загробного мира», либо просили о поддержке и благословении на праведные дела.
В настоящее время своеобразная религиозная традиция поминания усопших на могилах на послепасхальной неделе, существует у православных христиан, как следствие древнего культа мёртвых. В день Радоницы издавна на могилы предков несли вино и поминальную пищу (кутью, крашенки, лепешки и так далее), а также питье (пиво, слабоалкогольный напиток из солода). Помимо этого было широко распространены причитания, а потом принято проводить религиозные игрища (хороводы, пение и пляски).
Вследствие поминания прародителей и посещением кладбищ существуют, кроме названия дня Радоницы, и иные названия данного торжества — Навий праздник, Могилки, Гробки.
Каким образом было принято отмечать Радоницу
Изначально у славян-язычников было заведено отмечать данное торжество, по всей вероятности, не один день. Торжество затягивалось на 3 дня. Этот факт доказывает сохранившаяся поговорка про Радуницу: «На Радуницу до полудня сеют, затем плачут, а приходом вечера пляшут». Сначала отдавали дань великой матери-земле, которая предоставляет последнее пристанище умершим людям, и молились о будущем урожае.
Согласно представлениям славян-язычников, усопшие, захороненные в земле, могли воздействовать на будущий урожай, а, следовательно, и на благосостояние и спокойствие живых потомков. На следующий день усопших поминали и вспоминали о них, а в последний день отмечали приход весны. По сути, это древнеславянский обычай, который был поддержан православной церковью.
|