«В Черной могиле» (в Черниговской области) —писал русский историк, профессор Д. Я. Самоквасов,—явственно можно различить два сожженных трупа; характерный человеческие кости: зубы, кости пальцев, позвонки, попадались в . двух частях кострища, отстоящих на расстоянии около трех аршин одна от другой, причем при одном костяке были найдены преимущественно вещи, свойственные мужчине: пряжки и бляхи пояса, грудные застежки, массивные пуговицы, стрелы, копья, мечи, щиты, тогда как при другом костяке изобиловали предметы, более свойственные женщине: серьги, бусы, кольца, дутые серебряные пуговицы, ножницы, гребенки. Судя по расстоянии, отделяющему кости, при которых были найдены вещи более свойственные мужчине, от костяка с предметами женского обихода, надо думать, что трупы возлагались на костер не рядом, а на расстоянии около двух аршин один от другого.
После сожжения пепелище засыпали слоем земли, от полуметра до пяти и более метров, смотря по предположенной величине кургана. На этом слое в центре его ставили глиняный сосуд с костями животных, быть может, принесенных в жертву при погребении или просто сожженных в честь умершего, с глубокой верой, что эти животные понадобятся в его новой жизни. Тут же клали иногда оружие и кое-что из домашней утвари. Жертву сжигали не возле трупа умершего, а где-то в другом месте и в курган ставили только перегоревшие кости и пепел “. Ни в одном кургане не было замечено следов сожжения жертвенных вещей и животных на том месте, где их находили. В Черной могиле, в жертвенной части, между вещами, несомненно сожженными (обугленные кости и шерсть барана, две кольчуги, два длинных ножа), найдены два окованных серебром рога и две золотых монеты, на которых не видно следов огня—значит, эти вещи были положены после того, как жертвенные дары сгорали. Поверх жертвы насыпали землю, иногда перемешанную с камнем и щебнем, слоем от двух до шести и более аршин, смотря по тому, какой величины курган предполагался. Вершину кургана тщательно обделывали, придавая ей сферическую форму". На вершине Черной могилы профессор Д. Я. Самоквасов обнаружил „явные следы памятника, разрушенного временем «. По мнении этого ученого исследователя, „может быть, и на других курганах этой формы ставились какие-либо знаки или памятники», потом исчезнувшие. Но вообще на вершинах курганов каких -либо сооружены, знаков и памятников не находят. Только на курганах дальнего юга южно-русской степи до сих пор еще красуются грубо сделанный из песчаника или гранита изваяния, изображающая сидячую или стоячую человеческую фигуру с руками, прижатыми к передней части тела и держащими чашу или рог.
На вершинах несомненно славянских курганов никаких памятников или остатков их не находится. Зато подошва курганов, особенно на севере, почти всегда бывает обложена большими и малыми валунами, что делалось в целях воспрепятствовать кургану осыпаться. Возле многих курганов сохранились или легко чувствуются при исследовании местности так называемые охранные рвы—шириной от двух до десяти аршин, а глубиной до пяти. огня металлические украшения—пряжки, кольца, гривны-ожерелья, то можно заключить, что покойника сжигали в полном наряде. |