Пляска являлась излюбленным развлечением древних славян. Об этой забаве можно судить по многочисленным древним русским танцам. Танцевальные движения заключались в том, чтобы интенсивно совершать взмахи руками, присаживаться, кружиться на одном месте, стучать ногами. Великий русский историк Карамзин считал, что подобные танцы свидетельствовали о сильном характере людей, их крепости духа, выносливости, стремительности и неутомимости".
Пляска являлась неотделимым элементом множества священных таинств, ритуалов и важных случаев. Наиболее часто встречаемыми музыкальными инструментами славян-язычников являлись свирели и лютни с 8-мью струнами. На одной из иллюстраций знаменитой Радзивилловской летописи нарисованы 2 группы - танцоры и музыканты. В центральной части изображения стоит простоволосая девушка, она одета в просторное одеяние с длинными рукавами, которые опущены намного ниже уровня запястий. Эта иллюстрация демонстрирует танец русалий, отражение которого довольно широко встречается в славянском прикладном мастерстве и фольклоре. Ритуальные пляски, так называемые русалии, представляли собой своеобразную мольбу о дожде, потому как русалки являлись также и божеством, способствующем орошению полей и пашен. Подобные пляски были одним из важнейших языческих ритуалов древних славян, и даже священнослужителям довольно длительно не удавалось искоренить эту древнейшую земледельческую традицию. В процессе ритуальной пляски девушка олицетворяла собой русалку-птицу, а удлиненные рукава девичьего наряда отображали одновременно и крылья божества, и потоки воды, орошающие землю. Будет не безынтересно узнать, что всем известная русская сказка о царевне лягушке, была придумана, по всей вероятности, на вятической либо кривической земле. Кроме того весьма колоритный образ девушки, танцевавшей в одежде с длинными рукавами, олицетворял собой сакральный танец русалий, в котором каждое мановение рукавом порождало прекрасных лебедей, растительность и озера. |